Перспективность темы доказывает ее прямая связь с миссией, задачами нашего ДОУ, нацеленных «на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере» в контексте ФГОС. Дети всех возрастов ежедневно проводят по нескольку часов у телевизоров, компьютеров, планшетов, что влечет за собой гиподинамию, нарушение осанки, ухудшение зрения, перестраивание центральной нервной системы на более быструю информацию. Мозг ребенка «перепрограммируется» на использование быстрых образов и изменяющихся звуков, теряет способность усваивать информацию в нормальном темпе, не может воспринимать интегративную мультисенсорную модель обучения (слух, зрение, вкус, тактильные ощущения, движение и равновесие). Учеными выявлено, что развитие скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей (далее КС) оказывает стимулирующее влияние на формирование таких функций, как произвольное внимание, память, мышление, воображение, приведение в норму параметров восприятия информации, оказывающих существенное влияние на формирование умственной сферы ребенка и его успешному обучению в школе. Ведь развитие КС – это формирование основ всей двигательной деятельности человека. Вот почему для меня очень важными стали знания особенностей развития и формирования опорно-двигательного аппарата (приемы и способы профилактики плоскостопия, коррекции осанки), методика развития координационных способностей дошкольника, программа «мозжечковой стимуляции» и «вестибулярных» упражнений.
Для целенаправленного развития и оптимизации КС я использую уже знакомые детям упражнения, связанные с решением двигательной задачи в конкретный момент времени, выполненные в новых, неожиданно возникающих или необычных условиях (усложненный вариант).
Таблица
«Стимуляция развития общих координационных способностей дошкольников»
Формирование общих координационных способностей
|
Разнообразные виды двигательной деятельности
|
Усложненный вариант
|
Развитие способности к двигательной реакции
|
Упражнения, игры, эстафет, смена вида движений при изменении мелодии;
различные броски и ловля мяча в парах с отскоком и без отскока.
|
изменение темпа и громкости музыки;
с отскоком и без
|
Развитие способности к разным видам равновесия
|
Способность к балансированию упражнения на нестабильной поверхности тренажеров-балансиров).
Динамическое равновесие: различные виды ходьбы по горизонтальной и наклонной скамейке; ходьба по шнуру по горизонтальной и наклонной скамейке.
Статическое равновесие (ОРУ; игра «Совушка»: по командам «День» - бег по залу, «Ночь» - стойка на одной ноге.
|
Перенос предметов на руке или ракетке.
С различными движениями (спиной вперед, с закрытыми глазами, по шнуру-змейке).
Стойка на заранее условленной ноге.
|
Развитие способности дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения
|
ОВД с предметами (палками, мячами, мешочками) на этапе становления двигательного навыка
|
Из различных исходных положений.
Чередование метания различными по весу и форме мешочками.
|
Развитие способности к ориентированию в пространстве
|
Бег с изменением направления; прыжки с поворотами; метания в цель.
|
Передвижения, выполняемые по сигналу: один свисток-остановка, два свистка-поворот на 360*.
|
Развитие способности к согласованности движений
|
Согласованное выполнение различных движений отдельными частями тела: руками, ногами.
|
Согласованное выполнение различных движений отдельными частями тела: руками, ногами, туловищем
|
Развитие способности к ритму
|
ОРУ с хлопками под музыку.
|
Сочетание хлопка с притопами.
|
Использование данных упражнений, разнообразных игр стимулирует физическое развитие и общих КС дошкольников, оказывает положительное влияние на формирование их умственных способностей. Но даже простые комплексы упражнений, качание на качелях, игры на балансирах, способные развивать вестибулярный аппарат, стали основой физкультурно-оздоровительного проекта «Ка-че-ли!» по созданию со старшими дошкольниками программы «мозжечковой стимуляции» и «вестибулярных» упражнений (по аналогии с программой «Прорыв в учебе», Learning Breakthrough Program, разработанной для улучшения успеваемости детей в школе). Вместе с детьми освоили комплексы упражнений (см. таблицу), придумали «вестибулярные» упражнения с Волшебным парашютом и мячами («Салют», «По временам года», «Прокати, не урони!»; на тренажерах-балансирах («Летающие тарелки», «Болотные кочки», «Подготовка космонавтов».
В процессе их применения у детей улучшились: двигательная реакция; координационные способности: ориентирование в пространстве, сохранение равновесия, согласованность движений. Нетрадиционный координациометр «Прыг-скок» (по В.Старосте) помогает мне своевременно следить за уровнем развития координационных способностей моих воспитанников, а для них-это еще один увлекательный способ саморегуляции и самовыражения, ощущения полета и движения. Надеюсь, что наша совместная координационно-двигательная деятельность также даст возможность будущим школьникам «проживать» движение «от удовольствия- к привычке, от привычки- к потребности», умение воспринимать разную по скорости информацию; повысит их умственные способности, поможет успешному обучению в школе.
Литература.
- Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
- Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опрно-двигательного аппарата в условиях детского сада. Авт. сост. М.Н.Клюева.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2007. – 80 с.
- Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации. Журнал «Теория и практика физической культуры». — 1997. — №12. 8—12 с.
- Правдов М, Бесшапошникова С., «Координациометр: равновесие в мире», интернет-ресурсы.
|