Пятница, 26.04.2024, 16:58

Персональный сайт старшего воспитателя

Для слабовидящих
Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Современные образовательные технологии и методики

Целеполагание и задачи Программы определяют систему психолого-педагогических принципов, отражающих представление о значении дошкольного возраста для физического развития и становления  личности ребёнка:

Личностно- ориентированные принципы:

  •  Принцип адаптивности. Использование в двигательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Принцип систематичности. Соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя  усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных способов  ДА  в едином образовательном пространстве ДОУ.
  • Принцип последовательности. Постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха,лежащие в основе методики построения ООД по физическому развитию дошкольников.
  • Принцип развития.Построение образовательной деятельности на основе многогранное и объёмное взаимодействие в системе (ребенок – взрослые – сверстники), ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Принцип психологической комфортности.Формирование  положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах  двигательной деятельности; поддержка двигательной инициативы и самостоятельности детей в приобретении двигательного опыта;
  • Принцип гуманизации.Развитие личного потенциала каждого ребенка;уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. 
  • Принцип единства с семьей,предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.Родители -социальные партнеры в общем  интересном и увлекательном деле.

Культурно-ориентированные принципы:

  • Принцип целостности содержания образования.Единое и целостное представление дошкольника о предметном и социальном мире
  • Принцип систематичности.Наличие единых линий развития и воспитания: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
  • Принцип овладения культурой. Способность ребенка ориентироваться в мире и действовать, вести себя в соответствии с интересами и ожиданиями других людей.

Деятельностно-ориентированные принципы:

  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», используя разныеспособы решения проблемы.
  • Принцип интеграции образовательных областей (Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой  образовательных областей;
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса по одной единой теме ДОУ;
  • Принцип непрерывности образования. Требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего до старшего дошкольного возраста. Формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения универсальными предпосылками учебной деятельности - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности  и др.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее самостоятельное, «житейское» развитие ребенка, его личный двигательный опыт.
  • Креативный принцип. Инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Сформулированные выше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование личности ребенка без физических и психических перегрузок.

В развитии детской инициативы и самостоятельности в двигательной деятельности соблюдаетсяряд общих направлений поддержки детской  двигательной  инициативы:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых форм двигательного опыта;
  • постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую двигательную инициативу;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно, используя двигательный опыт детей; тренировать развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий в двигательной деятельности,  создавать ситуацию успеха.  

Я поддерживаю точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», активизирую разносторонние подходы к  инновационным  методам педагогического взаимодействия, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой, нацеленной на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Мое участие в разработке ОП ДОУ в качестве члена РГ (рабочей группы по введению ФГОС) указывает на возможность использования блочно-модульного подхода к разработке структуры РП, как наиболее приемлемого в переходный период на ФГОС (по  аналогии с  основными принципами построения и реализации блочно-модульной модели образовательной программой ДОУ). Данный подход позволяет выстроить модель структуры образовательной программы и показать логическую связь между блоками и модулями, наполнить блоки соответствующим содержанием на основе изменяющейся нормативной правовой базы и программно-методического обеспечения. 

Образовательная область «Физическое развитие»,

блок «Физическая культура»

Совместная деятельность ребенка со взрослыми

Через ООД

Через ОДРМ

       Реализация примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

Нетрадиционные формы ООД по физической культуре: игры-путешествия, сюжетные, игровые, по сказкам, на основе эстафет и подвижных игр  (по Л.Д. Глазыриной).

 

Игровой коррекционно-оздоровительный кружок «Топотушки» по профилактике плоскостопия у старших  дошкольников(по одноименной авторской методической разработке).

Утренняя гимнастика (сюжетно-игровые комплексы, веселый тренаж, аэробика с элементами йоги и релаксации и др.);  «Бигтен» («Bigten») – активная «десятиминут-ка» (ОВД и подвижные игры) в течение дня.

Физкультминутки и динамические паузы.

Подвижные и малоподвижные игры (с элементами спортивных игр, ОВД, соревнований, эстафетных и народных игр).

Спортивные игры (элементы игр «Футбол», «Волейбол», «Бадминтон», «Фрисби»).

Спортивные праздники и развлечения («Фестиваль дворовых игр», «Тропа Здоровья»).

Беседы об олимпийских видах спорта и о функциональных возможностях человеческого организма (валеология).

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, оригами и др.) на спортивную тематику.

Проектная деятельность в течение года: «Мы – олимпийцы!», Велопробеги «Вперед, Россия!»,«Светлячок-здоровячок».

 

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

и социальными партнерами

Через  динамику ППРС

Через  интерактивные формы

Спортивные центры в группах с комплектом спортивного оборудования двигательно-игровой деятельности детей в течение дня (большие и малые мячи, кегли, гимнастические палки, обручи, кольца, погремушки, скакалки).

Выносное оборудование для спортивных игр (мячи, летающие тарелки, волейбольная сетка, ракетки с воланами).

Атрибуты для подвижных игр (шапочки-маски, эстафетные палочки, колокольчики, платочки, ленточки, флажки, ориентиры).

Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности;подражательные, имитационные, игровые движения.

Игры-упражнения с тренажерами в мини-музее нестандартного оборудования «Стопа формирует здоровье» (по профилактике плоскостопия).

Спортивные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья!», «Служу России!», «Семейная олимпиада», «Репортаж со стадиона»); спортивно-познавательные программы («Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»); спортивно-практические досуги («Туристический поход»); спортивно-театрализованные игры («12 месяцев»); спортивно-игровые программы («Уважайте светофор»); спорт-эрудит-шоу («За здоровый образ жизни!»); интерактивная площадка«Малые «олимпийские игры».Блиц-опрос  («Устами младенца»), мозговой штурм («Как правильно выбрать обувь»).

Участие в городской «Спартакиаде» ФОК, популяризация опыта через сотрудничество с телекомпанией «Дон-ТВ»; совместные мероприятия с начальными классами ПСОШ №3.

                              Образовательная область «Физическое развитие»,

Блок «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

 

Совместная деятельность ребенка со взрослыми

Через ООД

Через ОДРМ

Реализация примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

Организация ЗОЖ: закаливание, рациональное питание, нетрадиционные способы оздоровления (свето-, цвето-, музыко-терапия), оздоровительно-развивающей среды территории (по М.Ю. Картушиной по  программе оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»; по В.Т. Кудрявцеву, В. Б. Егорову «Развивающая педагогика оздоровления)..

 

 

 

 

 

 

 

 «Гимнастика пробуждения».Хождение по кон-трастным дорожкам здоровья («рижский» метод закаливания).

Дыхательная гимнастика (методика Стрельниковой, Сметанина)

 Пассивный массаж стоп (босохождение) посредством метода акупрессуры.

 Использование музыкального воздействия, фоновой музыки.

Упражнения по коррекции зрения с исполь-зованием офтальмологических тренажёров (методика В.Ф. Базарного, Э.С. Аветисова)

Релаксационные упражнения и игры

Ситуативные разговоры, беседы о функциональных возможностях человеческого организма (валеология).

Ознакомление с энциклопедическим  материалом о строении человека

 Проектная деятельность: «Веселый бутерброд», «Нам сосульки не страшны», «Вся правда о шоколаде».

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

и социальными партнерами

Через  динамику ППРС

Через  интерактивные формы

Альбомы, плакаты, буклеты здоровом образе жизни,  о культурно-гигиенических навыках,  о культуре  поведения за столом -

Серия предметных картинок («Пять органов чувств»,)

Демонстрационный материл («Доктор» из серии «Профессии»).

Офтальмологические тренажеры «Улитка», «Море», «Разноцветные дорожки».

Игра-фантазирование  (творческое сюжетосложение) типа  «Семья», «Поликлиника», «Аптека», «Стадион».

Игровые ситуации с куклой-мальчиком СТОбедом (СТОбед заболел, СТОбедлечит зубы, СТОбедполучил солнечный удар и т.д.).

Проектирование здоровьесберегающей среды Сада Здоровья (двигательно-игровых центров, открытых площадок) через семейные проекты, творчество  дошкольников.

 

 Совместные встречи с  «волонтерами» здорового образа жизни:  стоматологом, массажистом, офтальмологом;

выпускниками сада, посещающими спортивные секции физкультурно-оздоровитель-ногокомплексасдемонстрацией своих  навыков, грамот и наград.

Консультации медсестры сада «Витаминный календарь», «О сезонной одежде» и др.

Слайд-презентации на тему «Здоровье – в порядке!»

Консультационный пункт «Я – компетентный родитель»:  «Шесть шагов к здоровью малыша».

Интерактивная площадка «Быть здоровым-это клево» в рамках районной акции БУЗ ВО Павловская РБ в поддержку областной программы «Живи долго».

В своей работе активно использую:

Пассивный массаж (акупрессура) и самомассаж  стопы в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. 

 «Развивающая педагогика оздоровления» по В.Кудрявцеву.

Авторские оздоровительные игровые комплексы по профилактике нарушений осанки (навыки самооздоровления).

Гимнастика для глаз: по методике Э. Аветисова (сигнальные метки, офтальмологические тренажеры), методика пальминга.

 «Театр физического развития и оздоровления дошкольников» по Н. Ефименко (игровые имитационные движения, "горизонтальный балет"); асаны детской йоги; игровой стрейчинг (статичность, координация, растяжка мышц).

Моделирование (использование нестандартного оборудования).

Креативная гимнастика (психогимнастика, ритмическая гимнастика, круговая игровая тренировка, корригирующая гимнастика).