Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Современные образовательные технологии и методики
Целеполагание и задачи Программы определяют систему психолого-педагогических принципов, отражающих представление о значении дошкольного возраста для физического развития и становления личности ребёнка:
Личностно- ориентированные принципы:
- Принцип адаптивности. Использование в двигательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- Принцип систематичности. Соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных способов ДА в едином образовательном пространстве ДОУ.
- Принцип последовательности. Постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха,лежащие в основе методики построения ООД по физическому развитию дошкольников.
- Принцип развития.Построение образовательной деятельности на основе многогранное и объёмное взаимодействие в системе (ребенок – взрослые – сверстники), ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Принцип психологической комфортности.Формирование положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах двигательной деятельности; поддержка двигательной инициативы и самостоятельности детей в приобретении двигательного опыта;
- Принцип гуманизации.Развитие личного потенциала каждого ребенка;уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Принцип единства с семьей,предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.Родители -социальные партнеры в общем интересном и увлекательном деле.
Культурно-ориентированные принципы:
- Принцип целостности содержания образования.Единое и целостное представление дошкольника о предметном и социальном мире
- Принцип систематичности.Наличие единых линий развития и воспитания: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Принцип овладения культурой. Способность ребенка ориентироваться в мире и действовать, вести себя в соответствии с интересами и ожиданиями других людей.
Деятельностно-ориентированные принципы:
- Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», используя разныеспособы решения проблемы.
- Принцип интеграции образовательных областей (Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса по одной единой теме ДОУ;
- Принцип непрерывности образования. Требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего до старшего дошкольного возраста. Формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения универсальными предпосылками учебной деятельности - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее самостоятельное, «житейское» развитие ребенка, его личный двигательный опыт.
- Креативный принцип. Инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Сформулированные выше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование личности ребенка без физических и психических перегрузок.
В развитии детской инициативы и самостоятельности в двигательной деятельности соблюдаетсяряд общих направлений поддержки детской двигательной инициативы:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых форм двигательного опыта;
- постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую двигательную инициативу;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно, используя двигательный опыт детей; тренировать развитие физических качеств — скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий в двигательной деятельности, создавать ситуацию успеха.
Я поддерживаю точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», активизирую разносторонние подходы к инновационным методам педагогического взаимодействия, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой, нацеленной на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Мое участие в разработке ОП ДОУ в качестве члена РГ (рабочей группы по введению ФГОС) указывает на возможность использования блочно-модульного подхода к разработке структуры РП, как наиболее приемлемого в переходный период на ФГОС (по аналогии с основными принципами построения и реализации блочно-модульной модели образовательной программой ДОУ). Данный подход позволяет выстроить модель структуры образовательной программы и показать логическую связь между блоками и модулями, наполнить блоки соответствующим содержанием на основе изменяющейся нормативной правовой базы и программно-методического обеспечения.
Образовательная область «Физическое развитие»,
блок «Физическая культура»
Совместная деятельность ребенка со взрослыми
|
Через ООД
|
Через ОДРМ
|
Реализация примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Нетрадиционные формы ООД по физической культуре: игры-путешествия, сюжетные, игровые, по сказкам, на основе эстафет и подвижных игр (по Л.Д. Глазыриной).
Игровой коррекционно-оздоровительный кружок «Топотушки» по профилактике плоскостопия у старших дошкольников(по одноименной авторской методической разработке).
|
Утренняя гимнастика (сюжетно-игровые комплексы, веселый тренаж, аэробика с элементами йоги и релаксации и др.); «Бигтен» («Bigten») – активная «десятиминут-ка» (ОВД и подвижные игры) в течение дня.
Физкультминутки и динамические паузы.
Подвижные и малоподвижные игры (с элементами спортивных игр, ОВД, соревнований, эстафетных и народных игр).
Спортивные игры (элементы игр «Футбол», «Волейбол», «Бадминтон», «Фрисби»).
Спортивные праздники и развлечения («Фестиваль дворовых игр», «Тропа Здоровья»).
Беседы об олимпийских видах спорта и о функциональных возможностях человеческого организма (валеология).
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, оригами и др.) на спортивную тематику.
Проектная деятельность в течение года: «Мы – олимпийцы!», Велопробеги «Вперед, Россия!»,«Светлячок-здоровячок».
|
Самостоятельная деятельность
детей
|
Взаимодействие с родителями
и социальными партнерами
|
Через динамику ППРС
|
Через интерактивные формы
|
Спортивные центры в группах с комплектом спортивного оборудования двигательно-игровой деятельности детей в течение дня (большие и малые мячи, кегли, гимнастические палки, обручи, кольца, погремушки, скакалки).
Выносное оборудование для спортивных игр (мячи, летающие тарелки, волейбольная сетка, ракетки с воланами).
Атрибуты для подвижных игр (шапочки-маски, эстафетные палочки, колокольчики, платочки, ленточки, флажки, ориентиры).
Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности;подражательные, имитационные, игровые движения.
Игры-упражнения с тренажерами в мини-музее нестандартного оборудования «Стопа формирует здоровье» (по профилактике плоскостопия).
|
Спортивные праздники («Мама, папа, я – спортивная семья!», «Служу России!», «Семейная олимпиада», «Репортаж со стадиона»); спортивно-познавательные программы («Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»); спортивно-практические досуги («Туристический поход»); спортивно-театрализованные игры («12 месяцев»); спортивно-игровые программы («Уважайте светофор»); спорт-эрудит-шоу («За здоровый образ жизни!»); интерактивная площадка«Малые «олимпийские игры».Блиц-опрос («Устами младенца»), мозговой штурм («Как правильно выбрать обувь»).
Участие в городской «Спартакиаде» ФОК, популяризация опыта через сотрудничество с телекомпанией «Дон-ТВ»; совместные мероприятия с начальными классами ПСОШ №3.
|
Образовательная область «Физическое развитие»,
Блок «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Совместная деятельность ребенка со взрослыми
|
Через ООД
|
Через ОДРМ
|
Реализация примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организация ЗОЖ: закаливание, рациональное питание, нетрадиционные способы оздоровления (свето-, цвето-, музыко-терапия), оздоровительно-развивающей среды территории (по М.Ю. Картушиной по программе оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»; по В.Т. Кудрявцеву, В. Б. Егорову «Развивающая педагогика оздоровления)..
|
«Гимнастика пробуждения».Хождение по кон-трастным дорожкам здоровья («рижский» метод закаливания).
Дыхательная гимнастика (методика Стрельниковой, Сметанина)
Пассивный массаж стоп (босохождение) посредством метода акупрессуры.
Использование музыкального воздействия, фоновой музыки.
Упражнения по коррекции зрения с исполь-зованием офтальмологических тренажёров (методика В.Ф. Базарного, Э.С. Аветисова)
Релаксационные упражнения и игры
Ситуативные разговоры, беседы о функциональных возможностях человеческого организма (валеология).
Ознакомление с энциклопедическим материалом о строении человека
Проектная деятельность: «Веселый бутерброд», «Нам сосульки не страшны», «Вся правда о шоколаде».
|
Самостоятельная деятельность
детей
|
Взаимодействие с родителями
и социальными партнерами
|
Через динамику ППРС
|
Через интерактивные формы
|
Альбомы, плакаты, буклеты здоровом образе жизни, о культурно-гигиенических навыках, о культуре поведения за столом -
Серия предметных картинок («Пять органов чувств»,)
Демонстрационный материл («Доктор» из серии «Профессии»).
Офтальмологические тренажеры «Улитка», «Море», «Разноцветные дорожки».
Игра-фантазирование (творческое сюжетосложение) типа «Семья», «Поликлиника», «Аптека», «Стадион».
Игровые ситуации с куклой-мальчиком СТОбедом (СТОбед заболел, СТОбедлечит зубы, СТОбедполучил солнечный удар и т.д.).
Проектирование здоровьесберегающей среды Сада Здоровья (двигательно-игровых центров, открытых площадок) через семейные проекты, творчество дошкольников.
|
Совместные встречи с «волонтерами» здорового образа жизни: стоматологом, массажистом, офтальмологом;
выпускниками сада, посещающими спортивные секции физкультурно-оздоровитель-ногокомплексасдемонстрацией своих навыков, грамот и наград.
Консультации медсестры сада «Витаминный календарь», «О сезонной одежде» и др.
Слайд-презентации на тему «Здоровье – в порядке!»
Консультационный пункт «Я – компетентный родитель»: «Шесть шагов к здоровью малыша».
Интерактивная площадка «Быть здоровым-это клево» в рамках районной акции БУЗ ВО Павловская РБ в поддержку областной программы «Живи долго».
|
В своей работе активно использую:
Пассивный массаж (акупрессура) и самомассаж стопы в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
«Развивающая педагогика оздоровления» по В.Кудрявцеву.
Авторские оздоровительные игровые комплексы по профилактике нарушений осанки (навыки самооздоровления).
Гимнастика для глаз: по методике Э. Аветисова (сигнальные метки, офтальмологические тренажеры), методика пальминга.
«Театр физического развития и оздоровления дошкольников» по Н. Ефименко (игровые имитационные движения, "горизонтальный балет"); асаны детской йоги; игровой стрейчинг (статичность, координация, растяжка мышц).
Моделирование (использование нестандартного оборудования).
Креативная гимнастика (психогимнастика, ритмическая гимнастика, круговая игровая тренировка, корригирующая гимнастика).
|